О насОтраслиФункции в строительствеРаботы и УслугиРеализация проектовОпытНовостиЗаказчикамМероприятияКарьераКонтакты

Чтобы избежать повторения топливных кризисов, правительство намерено реформировать налогообложение нефтянки. Но затормозить рост цен на топливо вряд ли удастся.

22.07. Дешевле не будет

Чтобы избежать повторения топливных кризисов, правительство намерено реформировать налогообложение нефтянки. Но затормозить рост цен на топливо вряд ли удастся.

Правительство намерено ввести налоговый режим "60-66" в нефтяной отрасли уже в этом году. Эта мера должна привести к тому, что экспортоориентированная нефтепереработка будет для компаний невыгодной. Более "экономически оправданными" станут поставки на внешние рынки сырой нефти, что увеличит инвестиции нефтяников в добычу. Новый режим приведет также к избытку на внутреннем рынке дешевого мазута, что должно стимулировать компании к увеличению глубины переработки нефти. Однако режим "60-66" не решит проблемы роста цен на топливном рынке. Стоимость бензина и дизеля зависит не только от экспортных пошлин, но и от размера акциза. А его правительство планирует увеличивать в ближайшие несколько лет на рубль ежегодно.

В итоге цена топлива для потребителей будет расти, несмотря на налоговые новации.
  
ДЕЛАЙТЕ ХОРОШИЙ БЕНЗИН!

После двух топливных кризисов, которые произошли в нашей стране в этом году, тема регулирования рынка стала одной из самых актуальных для правительства Путина. Участники недавнего совещания по развитию нефтяной отрасли в Киришах пришли к выводу, что одной из причин возникновения дефицита топлива стало сокращение выпуска бензина, соответствующего требованиям технического регламента. С января текущего года в стране запрещен выпуск топлива экологического класса "Евро-2" и ниже. Нефтяные компании знали об этом условии с 2008 года и имели более двух лет для того, чтобы модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы и перейти на выпуск бензина более высокого уровня. Но некоторые нефтяные компании предпочли не модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы, а экспортировать нефтепродукты низкого качества и с этого получать прибыль.

По словам министра энергетики Сергея Шматко, в отрасли закрепилась ситуация, когда в нефтепереработке "желтую майку антилидера имеет производство мазута и темных нефтепродуктов". Более того, некоторые нефтяные компании, к примеру "Роснефть", дабы обеспечить свои АЗС топливом необходимого класса, из-за отсутствия достаточных объемов на своих НПЗ закупали нефтепродукты у своих коллег. Нефтяники, которые не модернизируют свои НПЗ, по сути, ничего не нарушают, но на деле получается так, что страна начинает испытывать дефицит топлива. В итоге властям пришлось отменить запрет на продажу "Евро-2".

Именно поэтому правительство приняло решение закрепить обязательства нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающего производства. С компаниями будут подписаны соглашения, предусматривающие имущественную ответственность перед государством за срыв корпоративных инвестпрограмм на НПЗ. В правительстве рассчитывают, что в результате модернизации российских нефтеперерабатывающих мощностей производство бензина "Евро-4" и "Евро-5" к концу 2015 года должно вырасти и составить 84% от общего объема годового производства против 17% в 2012 году.

Еще одним средством, призванным предотвратить повторение кризисных ситуаций на топливном рынке, должно стать сокращение экспорта в случае, если он будет наносить ущерб переработке. "Если мы увидим уклон в наращивании экспорта нефти в ущерб переработке, обсудим экспортные графики компании "Транснефть", - пригрозил Владимир Путин.

По данным "Транснефти", в первом квартале 2011 года на НПЗ России было поставлено 56,7 млн тонн нефти, на НПЗ ближнего зарубежья - 6,3 млн тонн, поставки в дальнее зарубежье составили 51,1 млн тонн. В связи с этим премьер-министр Владимир Путин потребовал от профильных ведомств подготовить расчеты для обеспечения материального баланса, производства и потребления на все основные виды топлива и нефтепродукты. "Я прошу Минэкономразвития, Минпромторг, Минэнерго подготовить необходимые расчеты", - заявил премьер-министр РФ на совещании по проблематике развития нефтяной отрасли. Путин подчеркнул, что уже сейчас потребности в нефтепродуктах в стране возросли почти до 90 млн тонн. По словам Путина, объем обязательств компаний по обеспечению внутреннего рынка должен быть пропорционален объемам добываемой нефти.
  
ГОТОВЬТЕСЬ К РОСТУ ЦЕН

Наряду с этими инициативами премьер поручил в течение двух недель представить проект постановления о вводе так называемого режима "60-66", а к 2015 году уравнять экспортные пошлины на нефть и мазут. Новый налоговый режим построен таким образом, что экспортоориентированная нефтепереработка (вывоз за рубеж мазута) будет невыгодной. Более выгодными станут поставки на внешние рынки сырой нефти, что увеличит инвестиции компаний в добычу. Как полагают в правительстве, результатом будет избыток на внутреннем рынке дешевого мазута, что должно стимулировать компании к увеличению глубины переработки нефти и производства качественных бензинов.

На первый взгляд, эти расчеты выглядят вполне разумными. По словам инженера-эксперта "Инжиниринговой компании "2К" Игоря Смирнова, действия правительства направлены не на сокращение экспорта, а на насыщение внутреннего рынка. "Существенно экспорт не снизится, но при подобном подходе нефтяники сами будут заинтересованы в сохранении стабильности на внутреннем рынке, чтобы не доводить дело до введения заградительных пошлин, что отрицательно скажется на доходах", - отмечает собеседник "Профиля".

Безусловно, считают эксперты, с точки зрения цивилизованного государства заниматься экспортом сырья с низким переделом "равносильно преступлению". Такого мнения придерживается генеральный директор компании "Солид товарные рынки" Илья Мороз. По его мнению, "в краткосрочной перспективе, если не модернизировать производство, нефтяные компании окажутся в затруднительном положении". Но расчет правительства заключается именно в том, чтобы в очередной раз продемонстрировать нефтяным компаниям жесткость курса и практически вынудить проводить модернизацию производства, отмечает собеседник "Профиля".

Он полагает, что экспорт нефти и мазута, как ни парадоксально, бюджет не насыщает, а приводит к разорению страны посредством последующего импорта готовой продукции высокого передела и нефтехимии. Кроме того, экспорт сырья поддерживает зарубежную перерабатывающую промышленность, науку, рабочие места и т.д. "Задача государства - найти баланс между кнутом и пряником, излишне жесткие меры могут привести к снижению добычи и переработки", - заключает Илья Мороз.

В то же время эксперты полагают, что новая налоговая система "60-66" принесет плоды только после того, как нефтяники полностью модернизируют свои НПЗ. "В предвыборный год правительство вынуждено заниматься регулированием топливного рынка в ручном режиме. В данной ситуации приоритет будет отдан в сторону сдерживания внутренних цен и наполняемости бюджета. В целом система "60-66" заработает только после полной модернизации российских НПЗ", - считает Виктор Марков, ведущий аналитик ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент".
  
БЕЗ АКЦИЗОВ НЕ ПОЕДЕТ

Однако эксперты сомневаются в том, что реализация всех этих мер остановит рост цен на топливо, поскольку акцизная политика правительства остается без изменений. Напомним, что в последующие два года нас ждет повышение акцизов на бензин на рубль ежегодно. "А если учитывать НДС, рост энерготарифов, то и на все два рубля", - отмечает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. При этом лидер Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков сомневается в достоверности расчетов Минфина. 16 июня на федеральном координационном совете Народного фронта он попытался изложить свою точку зрения премьер-министру. На это Владимир Путин ответил, что заинтересован в объективной информации.

Как уже писал "Профиль", по расчетам автомобилистов, для наполнения дорожных фондов достаточно увеличить акциз на 83 копейки за литр топлива один раз, а не три года подряд по рублю. Но, судя по всему, такие подсчеты не убедили правительство. Также "не прошла" и инициатива Федеральной антимонопольной службы - ФАС предлагала отменить увеличение акцизов в 2012 и 2013 годах и ввести понижающую шкалу для них в случае увеличения мировых цен на нефть.

Как рассказал источник в отрасли, после совещания в Киришах состоялось еще одно совещание - в Москве, на котором обсуждался вопрос об отмене повышения акцизов. По итогам дискуссии было принято решение оставить все как есть. По странному стечению обстоятельств Анатолий Голомолзин, заместитель главы ФАС, курирующий в службе направление ТЭКа, не присутствовал на том совещании, так как был в командировке. По его словам, ему ничего не известно о судьбе предложений ФАС, так как на прошлой неделе (когда материал готовился в печать) он также находился в отъезде. Более того, участникам совещания, представителям малого и среднего бизнеса было поручено "готовиться к росту цен на бензин". Власти, конечно, сделают все, чтобы замедлить темпы повышения стоимости топлива, но изменить рыночные законы они не в силах.
  
ЧТО ТАКОЕ РЕЖИМ "60-66"?

Налоговый режим "60-66" предполагает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7%. Согласно закону "О таможенном тарифе" пошлина рассчитывается по формуле: $29,2 за тонну плюс 65% от разницы между ценой мониторинга мирового рынка и $182,5 за тонну (из расчета $25 за баррель). Минэнерго предлагает заменить 65% в формуле на 60% (первая цифра в названии проекта). Вторая цифра в названии - ставка экспортной пошлины на корзину нефтепродуктов в процентах от нефтяной пошлины. Сегодня ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной (70,7% на светлые и 38,1% на темные нефтепродукты). Минэнерго предлагает уравнять пошлину на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от нефтяной пошлины.
  
НЕВЫПОЛНИМОЕ ТРЕБОВАНИЕ

Президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо, в котором обосновывает отказ выполнить требование снизить розничные цены на бензин. В письме указывается, что установленные компанией цены и так находятся на низком уровне, едва обеспечивающем рентабельность. Лишнего бензина в стране нет, поэтому в случае дальнейшего снижения цен его начнут скупать мелкие оптовики и независимые АЗС для последующей перепродажи по спекулятивным ценам. При этом компания отмечает, что даже в условиях дефицита цена "Роснефти" на "народные" марки топлива (автобензин Аи-92 и дизтопливо) значительно ниже цен основных компаний-конкурентов. "Роснефть" уверяет, что оптовые цены минимальны и не позволяют покрыть потерь компании. Кроме того, за май-июнь оптовые цены госкомпании продолжали снижаться. В "Роснефти" напоминают, что в настоящий момент установление цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на основе формулы цены, рассчитанной исходя из экспортной альтернативы, законодательно не закреплено, а в условиях дефицитного рынка, по мнению "Роснефти", правильным был бы подход, рассчитанный на основе "импортного нетбека". Единственной мерой стабилизации в сложившейся ситуации государственная НК считает стимулирование насыщения отечественного рынка топливом, что возможно только за счет увеличения производственных мощностей и внесения поправок в технический регламент в части продления срока обращения топлива класса-2 начиная с сентября 2011 года.

Ирина Кезик, Профиль, 22.07.2011

Инжиниринговая Компания 2К